03.11.2023 г специалистами ГБУ РК «Красноперекопский городской ЦСССДМ» был проведен круглый «Профилактика детского и подросткового суицида, интернет-риски» для педагогов, социальных педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, в котором приняли участие педагоги МБОУ «СОШ № 2 им. М.В.Фрунзе», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №5», на котором обсуждались причины и факторы суицида, меры профилактики и помощи детям.
Профилактика детского и подросткового суицида, к сожалению, остается актуальной проблемой нашей действительности.
Подростковый возраст, который по современным данным, наступает почти с 9 лет,- это возраст трансформации, превращений. Это противоречивый, остро протекающий переход от детства к взрослости. Основная особенность подросткового периода – резкие, затрагивающие все стороны развития, качественные изменения. Психическое развитие происходит не равномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных особенностей: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.
В этот период может происходить социально-психологическая дезадаптация личности. Тривиальные, с обыденной точки зрения, ситуации могут восприниматься ребенком или подростком как кризисы.
Представления, чувства, идеи подростка часто вступают в противоречие с другими его представлениями, что приводит к ситуации психологического дискомфорта. Чтобы вернуть себе психологический комфорт, подросток готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия, в том числе и деструктивные, и очень опасные.
Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков являются:
1) Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2) Действительная или мнимая угроза.
3) Переживания, связанные со смертью, уходом родителей из семьи.
4) Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
5) Боязнь позора, насмешек, унижения.
6) Страх наказания, нежелание извиниться.
7) Чувство мести, злобы, протеста, любовные переживания.
8) Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
9) Сочувствие или подражание товарищам, героям фильмов или книг.
Профилактическая работа, направленная на устранение социальных и психологических предпосылок суицидального поведения, должна включать: 1) предупреждения и устранения конфликтов между членами коллектива, группы (неформальное подростковое сообщество, класс); 2) обеспечение социальной, правовой, психологической защищенности детей; 3) организацию мероприятий психогигиены и психопрофилактики, предусматривающих: раннее выявление лиц с психической неустойчивостью, акцентуациями, дебютами психических расстройств, разработку рекомендаций по общению и вовлеченности детей в деятельность с учетом их психического здоровья и характерологических особенностей; 4) просветительскую работу с родителями; 5) планомерное распределение физических и психологических нагрузок на ребенка в учебе, труде, спорте и т.д.; 6)предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения детей и подростков.